Когда мой самолет приземлился в Нахичеванской Автономной Республике, я с опасением выходил из него, ожидая увидеть край, опустошенный войной, который находится под прицелом врага. Этот образ возник в моей голове после прочтения различных очерков и статей.
Новейшая история этого большого анклава, площадью 2000 кв. миль с населением 400 тысяч человек, отделенного от основной территории страны 50 километровым участком вражеской Армении, не внушала мне никаких позитивных мыслей. Мои друзья, читавшие о Кавказе, утверждали, что это место похоже на Афганистан. Даже знакомые из Баку предупреждали меня, что я, скорее всего, встречу ненаселенные и разоренные земли.
Красивейший город вместо разоренных земель
Имея такие мрачные представления, я был удивлен, когда увидел красивейший город, похожий на Сан-Франсиско. Нахичевань на удивление благополучный и развитый регион Азербайджана, где процветает сельское хозяйство, пищевая промышленность, альтернативная медицина, оздоровительный и духовный туризм. Все продукты здесь экологически чистые и есть доступ в интернет.
Годы блокады
Это все очень впечатляет, учитывая тот факт, что в недавней истории этот край пережил трудные времена. В январе 1990 года Нахичеванская АССР выступила против лишения привилегий азербайджанцев Нахичевани в пользу армян. Нахичевань стала первым советским регионом, который объявил о своей независимости и был немедленно атакован.
Местные жители утверждают, что армяне применили против них химическое оружие, в свою очередь, армянская сторона говорит, что химическое оружие применили азербайджанцы, но никто из них не может привести доказательства своих слов. Насилие в Нахичевани продолжалось с 1990 по 1994 год: все это время регион находился в блокаде. Железная дорога, газо- и электроснабжение были перекрыты, радиосвязь отсутствовала.
Жители аграрной и малоразвитой провинции оказались отрезанными от внешнего мира. Каждый год десятки тысяч людей покидали Нахичевань. Зимой треть жителей сидели без отопления. Единственное, что помогло им выжить, это два моста с Турцией и Ираном, которые построил руководитель республики, а с 1993 года президент Азербайджана Гейдар Алиев.
Стремительное возрождение
С тех пор на нефтяные прибыли Нахичевань была восстановлена. С 1995 по 2012 год ее ВВП вырос в 48 раз. Местные жители поднялись духом и возродили национальное самосознание. Они показали армянам, что вопреки всем трудностям, они могут наладить мирную и благополучную жизнь.
Однако некоторые улучшения в Нахичевани носят оттенок советского прошлого. Когда я гулял по территории Нахичеванского Госуниверситета, меня поразили огромные мраморные здания этого храма науки, которые, очевидно, должны свидетельствовать о силе и величии Нахичевани. Но государственные экономические и социальные программы, особенно связанные с сельскохозяйственной и промышленной самодостаточностью, свидетельствуют о страхе местного руководства вновь оказаться в тяжелых условиях блокады.
Твоя еда – твоя культура
Продовольственный вопрос очень сильно волновал нахичеванцев, с которыми я общался. Воспоминания о дефиците начала 90-х в сочетании с экономикой, сильно зависимой от двух небольших мостов, зациклили людей на продовольственной безопасности, стабильности и самодостаточности. Они живо рассказывали мне, что в плане молока, мяса, пшеницы, яиц и шерсти и еще 326 товаров первой необходимости, 33 из которых продовольственные, они могут сами себя обеспечить.
Такая автаркия — крайне редкое явление в современном мире, где процветает международная торговля. Но в силу обстоятельств жители анклава должны уметь обеспечивать себя сами.
Нахичеванцы очень заботятся об экологической чистоте продуктов. Они категорически отказываются использовать ГМО, несмотря на то, что они резко увеличивают урожай. Местные жители имеют хорошо механизированные, но все же традиционные фермерские хозяйства. Они настаивают на том, чтобы все продукты и корма для животных были местного производства.
Они любят похвастаться качеством своих товаров и разнообразием своей кухни. Они говорят, что один ордабадский лимон стоит 10 манатов, за которые можно купить от 7 до 10 турецких лимонов. Но все равно люди, даже турки предпочитают лимоны из Ордабада.
Они рассказывают, что ореховое варенье, это самое изысканное и вкусное варенье известное человечеству; что если вы попробуете ордабадский медовый омлет, приготовленный без масла, вы никогда больше не будете есть яйца, приготовленные по-другому; что местная соль легко проходит через организм и не приводит к артриту; что люди везут домой нахичеванскую воду, фрукты, мясо и даже целых овец, когда они возвращаются в Баку.
Каждое блюдо здесь из свежих и экологически чистых продуктов: сок, вода, мясо, фрукты. Единственная привозная еда здесь — это тропические фрукты и соки из них. Все это является следствием местной идеи о том, что твоя еда – это твоя культура. Как сказал мне мой гид: «Без еды твоя культура неполноценна. Чтобы понять характер народа, надо попробовать его кухню».
Лекарственные травы и целительная соль
Наряду с верой в культурную силу еды, местные жители верят в нетрадиционную медицину. Они выращивают более 300 видов лечебных трав, названия которых невозможно перевести на английский. Из них делают водку или едят их просто так. Они убеждены, что употребление этих трав излечивает от недугов и продлевает жизнь. Мой гид рассказал мне историю своего друга, который излечился от рака желудка, прилетев домой в Нахичевань, где он неделю ел горные травы прямо на лугу, как овца. После этого он прожил 45 лет.
Еще он поведал мне историю одного турка, который вылечил парализованную руку, принимая здесь минеральные ванны. Это были ванны с солью из пещеры Дуздаг. В этих соляных пещерах построены маленькие деревянные домики, где люди живут от нескольких дней до нескольких месяцев, чтобы излечить свою астму и другие болезни.
Нахичеванцы рассматривают эти места как потенциальное направление для экологического туризма.
Пристанище пророка
Они также развивают религиозный туризм с центром в Асхаб аль-Каф, который связан с кораническим текстом и гробницей пророка Нуха (Ноя), который, по их словам, разбил ковчег о гору Иландаг. Этот религиозный и экотуризм, с посещением деревень и созерцанием живописных ландшафтов является противоположностью шикарным пятизвездочным отелям на основной территории страны.
Возрождение региона как национальная идея
Кроме любви к еде, нахичеванцы испытывают большую любовь к деревьям. Каждую субботу члены правительства сажают деревья на новом участке земли, чтобы восстановить насаждения, потерянные в годы блокады.
Однажды мой гид остановил меня и показал из окна на саженцы деревьев. Он сказал: «Это моё … и это моё…. И это тоже моё….». Посадка этих хрупких и тоненьких молодых растений заставляет народ чувствовать такое воодушевление, как будто они строят шоппинг-молл или развлекательный центр.
Восстановление региона стало национальной идеей, захватившей местное население. Чтобы не портить экологию правительство даже заморозило строительство цементного завода, который должен был создать рабочие места. Строительство было завершено только после того, как на заводе была установлена высокотехнологичная система вентиляции, которая снизила негативные последствия для окружающей среды.
Технологический прогресс
Что пробудило в моей голове ассоциации с Сан-Франсиско, так это технологический прогресс. Развитие коммуникаций и транспорта в регионе, вероятно, стало ответом на воспоминания о блокаде 90-х годов. Сейчас в Нахичевани развивается местная мобильная сеть и интернет, а также намечен план восстановления всех железных и автомобильных дорог к 2015 году. Кроме того, правительство хочет довести количество интернет пользователей до 72%.
Один из министров пожаловался мне, что из-за непросвещенного населения, которое противостоит техническому прогрессу, они не могут научить каждого пользоваться интернетом. Они провели Wi-Fi в восемь районов и 200 деревень. В будущем планируется провести оптоволоконный кабель по всему региону, который уже и так похож на Сан-Франсиско.
Но, в отличие от технологического прогресса на западном берегу Америки, где он стал частью культуры и ментальности, здесь он носит оборонительный характер. Почти постоянно в разговоре местные жители упоминают Армению и ее стремление опорочить каждый элемент нахичеванской культуры и цивилизации (в том же самом армяне обвиняют азербайджанцев).
Национальное самосознание
После очередной лекции о прелестях продуктов Нахичевани мой хозяин, у которого я остановился, достал огромный талмуд – изданную за счет бюджета энциклопедию нахичеванской кухни. Она является частью пятитомника нахичеванской культуры, составленной для того, чтобы сохранить национальную идентичность вопреки козням Армении. В ответ я рассказал ему о том, что недавно армяне вывели породу овец и назвали ее армянской.
Это стремление вполне объяснимо. Национализм стал результатом политики СССР, которая была направлена на создание новой истории и новых народов. Психологические последствия этой политики привели к полной изоляции друг от друга армян и азербайджанцев и искаженному восприятию реальности.
Один нахичеванец рассказал мне, что в Армении остался лишь один миллион несчастных и отчаявшихся людей, хотя, согласно переписи, население этой страны составляет 3 млн. Подобным образом, чтобы приукрасить могущество своего народа, они часто его переоценивают. Я слышал от одного местного жителя, что в Иране 35 млн. азербайджанцев (45%) и 4 млн. в одном только Тегеране (40%), но, согласно опросам, их в Иране всего 16%.
Однако во все эти мифы люди чистосердечно верят. Все они являются частью национальной гордости нахичеванцев. Все они хвастаются тем, что Нахичевань считается самой гостеприимной и развитой частью Азербайджана. Она славится своей солью, дынями и невестами. Нахичевань – это родина первого президента и здесь был придуман государственный флаг. Кроме того, это родина древних цивилизаций и место жительства Ноя.
Почти все хорошее в Баку происходит из Нахичевани. Если они делают что-то хорошее, то этому они научились у нахичеванцев. Бакинцы считают это высокомерием, но относятся к нему снисходительно и ценят достижения жителей анклава.
Неспокойная граница
А еще местные жители предупреждают об опасности армянских снайперов, которые дежурят на границе. Я посетил местный военный лицей, где несколько сот молодых людей живут в спартанских условиях и готовятся к будущей военной карьере. Директор лицея рассказал мне, что 3 дня назад его бывшего студента застрелил на границе армянский снайпер. По его словам, после подписания соглашения о прекращении огня были убиты тысячи человек и каждый третий из них — выпускник его школы.
Местный автозавод на бюджетные средства выпускает бесплатные инвалидные коляски для получивших увечья в ходе карабахского конфликта, для тех, кто служит живым напоминанием о еще большем кровопролитии их недавнего прошлого.
Возрождение Нахичевани – задача для всей страны
Нахичеванцы смогли преодолеть мучительные воспоминания о блокаде, только построив коммуникации, получив доступ к ресурсам и дотации из столицы. Около 2% госбюджета идет на восстановление Нахичевани, не считая грантов и налоговых послаблений. Развитие Нахичевани зависит от стабильности в Армении и сотрудничества с Ираном, через воздушное пространство которого летают грузовые и пассажирские лайнеры, и по чьим дорогам доставляются в Нахичевань газ и товары.
Если связи с Баку будут разорваны или возобновится война, тогда Нахичевань лишится поддержки из центра. Но пока, в мирное время, этот блистательный Сан-Франсиско Кавказа, будет приятным сюрпризом для его гостей. Образ города разрушает представления обывателя о бедном блокадном районе, сочетая в себе новейшие технологии, древнюю историю и гостеприимство народа. Кто знает, возможно, скоро мы услышим о новой силиконовой долине здесь в Кавказских горах.
Фото: vice.com